Я подразделяю каллиграфию на несколько самодостаточных видов, в которых можно комфортно работать и добиваться успехов:
- чистописание,
- классическая каллиграфия и историческая реконструкция,
- современная «modern» каллиграфия, а правильнее – авторская,
- экспрессивная.
И значимость функции передачи информации падает от первого к последнему. Красота письма важна априори, т. к. – каллиграфия. Только в чистописании после красоты читабельность на первом месте. Других ценностей просто нет.
В классической, кроме красоты, нам важно передать исторический образ, соответствовать канонам письма времени. Читаемость по-прежнему, важна, т. к. историческое письмо использовалось для передачи информации.
В современной, авторской каллиграфии нам ценно другое. Что? Вы не задумывались? Убеждена — сам автор! Как он трансформирует исторические, общепринятые формы, как «настраивает» традиционный буквенный язык под себя, свои задачи. «А что, так можно было?!» — это вопрос, передающий наивысшую степень восторга от работы коллеги. Читабельность, конечно, нужна. Но она — не самое ценное. И ей можно пожертвовать, было бы ради чего.
В экспрессивной каллиграфии нам важны эмоции и красота линии. Эта тема ближе к графике, живописи, в ней возможна полная абстракция. Вот тут совсем нет задачи читать, но если смысл важен – текст всегда можно напечатать наборным шрифтом и повесить рядом с работой. Давая возможность зрителю сопоставить свое восприятие смысла с вашим изображением.
Выбирайте, чему вы хотите следовать как зритель, как автор. Будьте там, где вам понятнее и приятнее. Места хватит всем!