Арт-резиденция "Поморская вязь"

Арт-резиденция "Классы каллиграфии" – уникальное творческое движение, которое предоставляет возможность артистам из разных городов и стран реализовывать свои проекты с использованием приемов каллиграфии. Обучение проходит как в онлайн, так и в оффлайн-формате.

Работы, созданные участниками резиденции, экспонируются на партнёрских площадках музеев в России и за рубежом.

С 2019 года "Школой каллиграфии" ежегодно проводились выездные арт-резиденции для художников на даче в Нижегородской обл. Во время пандемии впервые был реализован онлайн-проект «Книга художника», где 32 участника из РФ, Белоруссии, Молдовы, Украины, Казахстана, Италии и Китая, встречаясь на Zoom-просмотрах, создавали рукописные книги в ручных переплетах с помощью каллиграфии. Получившийся коллективный проект постоянно экспонируется на музейных и галерейных площадках Москвы.

После успеха «Книги художника» была набрана следующая онлайн-резиденция «Поморская вязь» с 24 участниками из РФ. Открытие выставки 27 мая 2022 г. Фонд культурных проектов «Четверг», Москва.


МИССИЯ АРТ-РЕЗИДЕНЦИИ

Интеграция каллиграфии в актуальное искусство, продвижение в современной арт-индустрии.

Каллиграфия – это самостоятельный вид искусства и огромный набор методов, которые расширяют инструментарий артиста, позволяют создавать яркое авторское высказывание.


Тема исследования художников на втором потоке резиденции — культура субэтноса Поморья.

Помо́рье — историческое название территории на севере Европейской части России. Термин применяется в нескольких значениях. В самом узком смысле Поморье (Поморский берег) — южный берег Белого моря от Онеги до Кеми. Более широко Поморье понимается как всё беломорское побережье с прилегающими районами и реками; в ещё более широком понимании — весь Европейский Север России, то есть всё побережье Северного океана и Белого моря от норвежско-финской границы до Архангельска и далее до Северного Урала.

Поморы отличались особой честностью: на Севере дома не запирали, никто ни у кого не воровал. Также поморы — уникальные мореходы, ходили по Ледовитому океану задолго до европейских первооткрывателей, а поморские рукописные лоции заменяли им карты. В основной массе это были старообрядцы, веками формировавшие свои рукописные книжные традиции.


Елена Алексеева
Куратор проекта, ведущая мастерской
Современная художница с архитектурным образованием и 13-летним опытом в каллиграфии.10 лет преподает, в том числе онлайн, для русскоговорящих художников со всего мира.

В 2021 г закончила арт-школу «Среда обучения» по специальности "Арт-менеджмент" под руководством Анны Буали. Занималась в мастерских Авдея-Тер-Оганьяна и Арсения Жиляева. Проходила обучение каллиграфии в классах Denis Brown, Yves Leterme, Brody Neuenschwander, Massimo Polello.

· Работа "Предчувствие" в шорт-листе коллекции "Якитория" при поддержке MSCA 2021 г.
· Коллекция одежды с каллиграфией «Стихия чувств» в сотворчестве с модельером Виолеттой Лангас, ученицей В. Зайцева, получила ГРАН-ПРИ и статус представителя России в Milan Fashion Days 2020.
· Шрифт на основе скорописи Sapiens отмечен дипломом победителя «Современная кириллица» 2014г.

В период смены эпох и острой неопределенности, как никогда возникает необходимость актуализации в информационном поле традиционного родового наследия, которое помогает формированию внутренних опор человека на его национальной идентичности. Наследие Поморья являет собой своеобразный социокультурный феномен, изучение которого может дать ответы на многие вопросы для понимания себя как личности в обществе.

Исследование художником самобытной локальной культуры прошлого, рождает творческий метод переосмысления собственной рефлексии на процессы и изменения сегодняшнего мира. Формирует авторское высказывание в виде диалога, выявляющего совпадения, либо контрасты с настоящей действительностью. Тестирует на прочность внутренние установки, подтверждая или опровергая их.

В процессе работы художники выстроили собственный метафоричный язык: авторские высказывания сплетаются из визуальных образов, объединённых аутентичным письмом – вязью, и являются оптикой, сквозь которую невидимое становится видимым, формулируется неназванное.

Идеи, к которым обращаются художники, всплывают из поморского быта и культуры: исследуются темы самоидентичности, свободы, быстротечности времени, горя перед лицом безликой судьбы, женского ожидания, поиска "скреп".

Словоформа, с помощью которой визуализируются объекты, опирается на аутентичные песни Поморского края, пословицы и поговорки, сказки и бытописания. Медиумы и техники близко повторяют традиционные ремесла и женские рукоделия. Используются такие материалы, как дрифт-вуд, дерево старинных дверей, оконных рам, сундуков, старые льняные рубахи вместо холстов, морская соль и сухие травы.

Елена Алексеева, куратор


РАБОТЫ УЧАСТНИКОВ АРТ-РЕЗИДЕНЦИИ
Каллиграфическое панно на фрагменте двери.
Размеры: 310х730 мм
Материалы: дерево, акрил
Год: 2022
Авторская интерпретация условно "поморской" вязи на фрагменте старой деревенской деревянной двери.

Использована часть припева из песни Виктора Фёдорова «Соломбала» из сборника посвящённого русскому Северу и северянам (2011). Соломбала — исторический район Архангельска, располагается на Соломбальских островах в дельте Северной Двины.
Текстильный арт-бук.
Размеры: 74х46 см.
Материалы: Лён, шерсть, мулине, бисер.
Год: 2022

Переосмысливая различные виды женского рукоделия через поморскую вязь в виде книги-повествования, автор обращается к теме "нитей судьбы". Главная субстанция книги – нить, которая выплеталась под молитву за ушедших в море, которой женщины Поморья вышивали узоры-обереги, заговаривая высшие силы. Держали "своих" на краю смерти, оставаясь в неведении без возможности иначе помочь. Ткали невидимую кровеносную систему между мирами.
Каллиграфическое панно в оконной раме.
Размеры: 370х730 мм
Материалы: дерево, стекло, акрил.
Год: 2022
Авторская интерпретация условно "поморской" вязи на фрагменте старого деревенского окна.

Поморская пословица «Кто в море не бывал, тот досыта Богу не маливался»
В тексте использовано изображение «обетного креста», которые во множестве были распространены на берегах Белого моря.
Арт-объект.
Размеры: 100х60 см.
Текстиль, дрифтвуд, металл, морская соль.
Год: 2022
"От смерти не отмолишься, и море слезами не наполнишь" – поморская пословица стала отправной точкой при создании работы. Образ вдовы, которая ждет и не дожидается своего мужа, послевоенный цикл Виктора Попкова "Мезенские вдовы", народный костюм и эстетика народной куклы – все это вдохновляло художника на создание данной работы. Главная тема размышлений автора – человеческое горе перед лицом безликой судьбы, символом которой становится суровое море. Человеческая слеза – капля в море, но и там, и там соль.
Арт-объект.
Размеры: 78х90 см
Материалы: Репсовая лента, дерево, МДФ, зеркальный полистирол
Год: 2022
Неразгаданная загадка края, символ вселенной – Поморский Вавилон в виде текстильной мозаики из натуральных материалов. Зеркальная гладь в центре композиции – рукописный текст с поморской пословицей. Буквы – современная стилизация поморской вязи.

«Каждому кулику свое болото: мне тут».
Графика. Первая часть диптиха из серии "Поморские сказы".
Размеры: 40х50 см.
Материалы: бумага, чернила, тушь.
Год: 2022
За основу взята поморская пословица: "Море кормит, море поит, море новую жизнь рождает и забирает".

Графика. Вторая часть диптиха из серии "Поморские сказы".
Размеры: 40х50 см.
Материалы: бумага, чернила, тушь.
Год: 2022
За основу взята поморская пословица: "Кто на море не бывал, тот и горя не видал, а кто побудет, тот никогда не забудет".
Текстильная скульптура.
Размеры: 26х72х22 см
Материалы: дерево, текстиль, нитки, проволока.
Год: 2022
Прототип-скульптура традиционной поморской лодки, шитой еловым корнем (Поморский Коч).

Творческий поклон автора умельцам-поморам, которые строили свои деревянные корабли крепче железных, применяя уникальные инженерные разработки.
Серия из 4-х холстов.
Размеры: 40х160 см.
Материалы: холст, акрил.
Год: 2022
Авторская переработка традиционной поморской вязи.

За основу взята песня «Да вдоль по морю» в исполнении териберского поморского хора.

Текст на холстах повторяет динамику звуковой дорожки, взятую с записи исполнения песни.
Акриловая живопись.
Размеры: 60х60 см.
Материалы: Холст, чернила, акрил, соль.
Год: 2022
Современная стилизация поморской вязи.

Соленое море, соленые слезы, соленые времена.

Текстильное панно с вышивкой бисером.
Размеры: 360х460х150 мм.
Материалы: дерево, старинная ткань, пластиковая плёнка, х/б шнур, бисер, стеклярус, бусины, проволока.
Год: 2022
Вышивка на ткани двух слов «СОКРОВИЩЕ ПОМОРЬЯ», сплетённых в узор в стиле Поморской вязи , выполнена в старинной технике «Сажение по бели». На бель (хлопчатобумажный шнур, выложенный по рисунку), пришивается нитка жемчуга, бисера или стекляруса. Такая техника вышивки речным бисером широко применялась в Поморье для украшения одежды и предметов богослужения.

В орнаменте по периметру вышивки присутствует смысловое содержание того, что на взгляд автора составляет главное сокровище Поморья – ДНК молекулу с "драгоценностями" внутри. На оборотной стороне вышивки располагается модель той же ДНК, выполненной из прозрачной плёнки, украшенная бисером и стеклярусом.
Рукописная книга и текстильная куколка.
Материалы: Бумага, текстиль, переплётный картон, нитки.
Размеры: 15х15 см.
Год: 2022
Сказитель. Елена Белявская, Китанна Риа
Сказка написана авторами под вдохновением от историй о жителях Поморья и поморском быте.

Книга является частью одноимённого перформанса.

Текст книги написан авторской скорописью, вдохновлённой поморским полууставом.

Для создания книги использовалась эко-бумага Straw и обрезки ткани. Из такой же ткани выполнена куколка – один из главных персонажей сказки.
Серия из 4-х панно на пяльцах.
Размеры: 230х160 мм.
Материалы: лён, х/б шнур, бисер, стеклярус, пайетки.
Год: 2022
Времячко. Виктория Осмеркина
Дневной цикл на "поморской говоре": "утресь, днесь, ввечеру, ночесь и спозоранку".
«Утресь встанешь, днесь работаешь, ночесь отдыхаешь и каждо времячко захватываешь с его спозоранку, чтоб долгонько управляться мог» (Ксения Гемп «Сказ о Беломорье».)

Вышитые в традиционной технике «Сажения по бели» кириллические буквы, расположены по вертикали на одной мачте, отсылают к образцам исторической многоуровневой Вязи. Антенны, связывающие прошлое и настоящее.
Книга-аккордеон.
Смешанная техника.
Размеры: 100х15 см. 20х15 см в сложенном виде.
Год: 2022
Прямые вертикали работы как образ несгибаемости поморов – людей, живущих в суровом северном краю, тех свободных, которые не знали ни татарского ига, ни крепостного угнетения. Поморская культура самобытна, традиции крепки и определённы.
Настольная игра.
Размеры: 40х40 см
Материалы:
игровое поле – бумага, пенокартон.
4 игровые фигурки и кубик – полимерная глина, лак.

Ходилка «Поморье». Татьяна Сачкова
Задача, которую ставил перед собой автор: через игру познакомить зрителя с самобытностью культуры поморов. В игре нужно пройти предложенные (реальные) препятствия самобытными персонажами и угадать значения поморских слов.

За основу для визуального наполнения игрового поля взята старинная поморская пословица: «В море ехать — надо знать, когда море — мать и
мачеха».
Серия арт-объектов (3 шт)
Размер: 30х20 см.
Материалы: Металл, эпоксидная смола, спиртовые чернила, опаловые хлопья.
Год: 2022
Автор затрагивает тему свободы следования идентичности.

"В современном мире мы постепенно отказываемся от памяти. От наследия предков. Заменяем родные слова на иностранные. Для красоты. Для удобства. И сами меняемся. Загоняем себя в клетку чужой культуры, чужих обычаев. Но есть надежда, что рано или поздно мы вернемся к своим истокам. Перестанем стыдиться своего наследия. Откроем клетку и станем свободными. Как ветер."
Панно.
Размеры: 64х93 см
Материалы: Холст, полистирол, мулине
Год: 2022
Стилизация поморской вязи в современных материалах с вышивкой.

«Поморские ответы» – одно из главных апологетических произведений староверов всех согласий, опубликованное в 1723 году. В данной работе заложено слово «Ответы» со стрелкой на запад.

Арт-объект.
Размеры: 40х30 см.
Материалы: Резиновые сапоги, силикон.
Год: 2022
Резиновые сапоги для помора – рабочая обувь. «Няша» — грязь, вязкий илистый грунт морского побережья.

«Няши местами больши на Мезенском и Поморском берегах, а на Летнем и не встретишь». Выглядит она как серая поверхность. Со стороны может показаться интересной и живописной.

Однако, няша коварна, поскольку может засосать и рыбака, и лодку. Милое название контрастирует с опасной реальностью, которую представляет собой.
Панно.
Материалы: холст, краска с эффектом грифельной доски, грунт, поталь.
Формат: 40 см.
Год: 2022
Север. Елена Белявская
Поморские пословицы записанные на холсте, собраны в слово «СЕВЕР». Авторский шрифт придуман на базе поморской вязи. Изображение букв выполнено чёрным цветом на чёрном фоне, однако благодаря объёму и небольшим выделениям поталью, остаётся читаемым. Если же с тыльной стороны холста направить свет, то текст проступает более отчётливо и ясно.
Рукописная книга.
Размеры: 180х280х25 мм
Материалы: Дерево, джутовая верёвка, бумага ручного литья, ореховые чернила, акварель, темпера.
Год: 2022
Жизнь в условиях Севера – это непрерывный труд, зачастую связанный с риском для жизни. Но, несмотря на это, поморы сохранили живую душу и острый ум. Так и эта книга, снаружи символизирует сложные природные условия, она как будто побита временем и событиями, но внутри открывается яркий и одновременно мудрый мир.

В книге представлена поморская сказка «Бабка да ошкуй» («Бабка и белый медведь»), текст стилизован под старообрядческую книгу.
Панно.
Размеры: 40х55 см.
Материалы:вышивка, имитация жемчуга.
Год: 2022
Визуальная игра со словом "кошки", которое у Поморов означало морские мели.

Вышивка с текстом песни как план карты – морские лоции, на котором лежат милые, но такие опасные кошки, где разбивались многие корабли.
Подвесной мобиль.
Размеры: 150х150 см.
Материалы: дрифт-вуд, верёвка, акрил.
Год: 2022
Мобиль. Марина Ханкова
Проект рассказывает об уравновешенности, экологичности, самодостаточности жизни поморов. Стоит нарушить веками отшлифованную одну из составляющих привычного уклада жизни – всё равновесие рушится. Не так просто восстановить его!

Автор размышляет над основными уровнями уклада жизни поморов:

1. Промысел и море. Вся жизнь поморов сложилась вокруг промысла и моря, даже само название этого народа.
2. Книга и вера. Книга и старообрядчество, практически поголовная грамотность, школы, вырастили особый одухотворённый и сильный народ.
3. Дом и семья. Крепкие, разумные домашние устои, уважение к старшему, трудолюбие, память о предках и понимание своего места и назначения.
4. Слово поморское. Особенный меткий и глубокий язык, множество поговорок, присловок, песен, посмешек, сказов, примет образуют особую духовную составляющую жизни.
Панно, роспись по холсту.
Размеры: 49х50 см.
Материалы: ткань, акрил, сухоцветы, оргстекло.
Год: 2022
Взгляд на одну из отличительных особенностей украшения букв в данном регионе — растительный декор.

За основу взята старинная поморская пословица: "Море — наше поле".
Арт объект на оргстекле.
Размер: 200х120 см.
Материалы: оргстекло, бумага, дерево.
Год: 2022
Проект посвящен образам местных жителей. Использована часть текста самобытной песни поморов «Ожиданьица», записанной Ксенией Гемп в 1912 году. Изображение создано за счет накладывания друг на друга слоёв разной плотности бумаги, которые видны лишь на просвет.

Женщины, оставшиеся дома на 9 месяцев, когда мужья и сыновья уходили в море на промысел, не могли получить о них никакой весточки. "Жонки" держали в своём сердце образы близких, охраняя их особыми сказами – «Ожиданьицами». Это нечто среднее между песней и молитвой – импровизация, идущая от сердца в данный момент.


Проект о материнском сердце, которым держится мир.
Арт-объект
Размер: 72х58 см.
Материалы: Дерево, акрил, бечевка, нить.
Год: 2022.
Море и лодка – то, с чем переплетается красными нитями жизнь каждого помора. Суровый климат и тяжелый повседневный труд сделали из северных жителей стойких, как гвозди, "железных" людей. Работа выполнена на гнутых досках, подобных тем, что использовались в шитых еловым корнем кочах.
Шерстяное панно с иглонабивным рисунком
Размер 172х46 см (без рамы).
Материалы: небеленая натуральная шерсть 100%, красная натуральная шерсть 100%, бисер, бусины, картон, ореховые чернила.
Год: 2022

В этой композиции я старалась собрать и передать то, чем дорожили, и на чем строили свое бытие, чего достигли, и откуда черпали духовные силы насельники Поморья, изгнанные на периферию общественной жизни во времена раскола.
Неотъемлемыми частями их жизни была сильная вера в Бога, трепетное отношение к книге, к духовному древнерусскому наследию, сохранение культурных традиций. Им был присущ трудовой, организаторский и предпринимательский талант, закаленный в условиях социальной изоляции в богатом, но суровом природном краю.



ВЫСТАВОЧНЫЙ ПЛАН ПРОЕКТА:

2022 г, 27 мая, Москва, Фонд культурных проектов «Четверг»,
https://chetverg-fond.ru/