Арт-резиденция "Поморская вязь"

Арт-резиденция "Классы каллиграфии" – уникальное творческое движение, которое предоставляет возможность артистам из разных городов и стран реализовывать свои проекты с использованием приемов каллиграфии. Обучение проходит как в онлайн, так и в оффлайн-формате.

Работы, созданные участниками резиденции, экспонируются на партнёрских площадках музеев в России и за рубежом.

С 2019 года "Школой каллиграфии" ежегодно проводились выездные арт-резиденции для художников на даче в Нижегородской обл. Во время пандемии впервые был реализован онлайн-проект «Книга художника», где 32 участника из РФ, Белоруссии, Молдовы, Украины, Казахстана, Италии и Китая, встречаясь на Zoom-просмотрах, создавали рукописные книги в ручных переплетах с помощью каллиграфии. Получившийся коллективный проект постоянно экспонируется на музейных и галерейных площадках Москвы.

После успеха «Книги художника» была набрана следующая онлайн-резиденция «Поморская вязь» с 24 участниками из РФ. Открытие выставки 27 мая 2022 г. Фонд культурных проектов «Четверг», Москва.


МИССИЯ АРТ-РЕЗИДЕНЦИИ

Интеграция каллиграфии в актуальное искусство, продвижение в современной арт-индустрии.

Каллиграфия – это самостоятельный вид искусства и огромный набор методов, которые расширяют инструментарий артиста, позволяют создавать яркое авторское высказывание.


Тема исследования художников на втором потоке резиденции — культура субэтноса Поморья.

Помо́рье — историческое название территории на севере Европейской части России. Термин применяется в нескольких значениях. В самом узком смысле Поморье (Поморский берег) — южный берег Белого моря от Онеги до Кеми. Более широко Поморье понимается как всё беломорское побережье с прилегающими районами и реками; в ещё более широком понимании — весь Европейский Север России, то есть всё побережье Северного океана и Белого моря от норвежско-финской границы до Архангельска и далее до Северного Урала.

Поморы отличались особой честностью: на Севере дома не запирали, никто ни у кого не воровал. Также поморы — уникальные мореходы, ходили по Ледовитому океану задолго до европейских первооткрывателей, а поморские рукописные лоции заменяли им карты. В основной массе это были старообрядцы, веками формировавшие свои рукописные книжные традиции.


Елена Алексеева
Куратор проекта, ведущая мастерской
Современная художница с архитектурным образованием и 13-летним опытом в каллиграфии.10 лет преподает, в том числе онлайн, для русскоговорящих художников со всего мира.

В 2021 г закончила арт-школу «Среда обучения» по специальности "Арт-менеджмент" под руководством Анны Буали. Занималась в мастерских Авдея-Тер-Оганьяна и Арсения Жиляева. Проходила обучение каллиграфии в классах Denis Brown, Yves Leterme, Brody Neuenschwander, Massimo Polello.

· Работа "Предчувствие" в шорт-листе коллекции "Якитория" при поддержке MSCA 2021 г.
· Коллекция одежды с каллиграфией «Стихия чувств» в сотворчестве с модельером Виолеттой Лангас, ученицей В. Зайцева, получила ГРАН-ПРИ и статус представителя России в Milan Fashion Days 2020.
· Шрифт на основе скорописи Sapiens отмечен дипломом победителя «Современная кириллица» 2014г.

В период смены эпох и острой неопределенности, как никогда возникает необходимость актуализации в информационном поле традиционного родового наследия, которое помогает формированию внутренних опор человека на его национальной идентичности. Наследие Поморья являет собой своеобразный социокультурный феномен, изучение которого может дать ответы на многие вопросы для понимания себя как личности в обществе.

Исследование художником самобытной локальной культуры прошлого, рождает творческий метод переосмысления собственной рефлексии на процессы и изменения сегодняшнего мира. Формирует авторское высказывание в виде диалога, выявляющего совпадения, либо контрасты с настоящей действительностью. Тестирует на прочность внутренние установки, подтверждая или опровергая их.

В процессе работы художники выстроили собственный метафоричный язык: авторские высказывания сплетаются из визуальных образов, объединённых аутентичным письмом – вязью, и являются оптикой, сквозь которую невидимое становится видимым, формулируется неназванное.

Идеи, к которым обращаются художники, всплывают из поморского быта и культуры: исследуются темы самоидентичности, свободы, быстротечности времени, горя перед лицом безликой судьбы, женского ожидания, поиска "скреп".

Словоформа, с помощью которой визуализируются объекты, опирается на аутентичные песни Поморского края, пословицы и поговорки, сказки и бытописания. Медиумы и техники близко повторяют традиционные ремесла и женские рукоделия. Используются такие материалы, как дрифт-вуд, дерево старинных дверей, оконных рам, сундуков, старые льняные рубахи вместо холстов, морская соль и сухие травы.

Елена Алексеева, куратор


РАБОТЫ УЧАСТНИКОВ АРТ-РЕЗИДЕНЦИИ
Текстильное панно с вышивкой бисером.
Размеры: 360х460х150 мм.
Материалы: дерево, старинная ткань, пластиковая плёнка, х/б шнур, бисер, стеклярус, бусины, проволока.
Год: 2022
Сокровища. Виктория Осмеркина
Вышивка на ткани двух слов «СОКРОВИЩЕ ПОМОРЬЯ», сплетённых в узор в стиле Поморской вязи , выполнена в старинной технике «Сажение по бели». На бель (хлопчатобумажный шнур, выложенный по рисунку), пришивается нитка жемчуга, бисера или стекляруса. Такая техника вышивки речным бисером широко применялась в Поморье для украшения одежды и предметов богослужения.

В орнаменте по периметру вышивки присутствует смысловое содержание того, что на взгляд автора составляет главное сокровище Поморья – ДНК молекулу с "драгоценностями" внутри. На оборотной стороне вышивки располагается модель той же ДНК, выполненной из прозрачной плёнки, украшенная бисером и стеклярусом.
Рукописная книга и текстильная куколка.
Материалы: Бумага, текстиль, переплётный картон, нитки.
Размеры: 15х15 см.
Год: 2022
Сказитель. Елена Белявская, Китанна Риа
Сказка написана авторами под вдохновением от историй о жителях Поморья и поморском быте.

Книга является частью одноимённого перформанса.

Текст книги написан авторской скорописью, вдохновлённой поморским полууставом.

Для создания книги использовалась эко-бумага Straw и обрезки ткани. Из такой же ткани выполнена куколка – один из главных персонажей сказки.
Серия из 4-х панно на пяльцах.
Размеры: 230х160 мм.
Материалы: лён, х/б шнур, бисер, стеклярус, пайетки.
Год: 2022
Времячко. Виктория Осмеркина
Дневной цикл на "поморской говоре": "утресь, днесь, ввечеру, ночесь и спозоранку".
«Утресь встанешь, днесь работаешь, ночесь отдыхаешь и каждо времячко захватываешь с его спозоранку, чтоб долгонько управляться мог» (Ксения Гемп «Сказ о Беломорье».)

Вышитые в традиционной технике «Сажения по бели» кириллические буквы, расположены по вертикали на одной мачте, отсылают к образцам исторической многоуровневой Вязи. Антенны, связывающие прошлое и настоящее.
Настольная игра.
Размеры: 40х40 см
Материалы:
игровое поле – бумага, пенокартон.
4 игровые фигурки и кубик – полимерная глина, лак.

Ходилка «Поморье». Татьяна Сачкова
Задача, которую ставил перед собой автор: через игру познакомить зрителя с самобытностью культуры поморов. В игре нужно пройти предложенные (реальные) препятствия самобытными персонажами и угадать значения поморских слов.

За основу для визуального наполнения игрового поля взята старинная поморская пословица: «В море ехать — надо знать, когда море — мать и
мачеха».
Панно.
Материалы: холст, краска с эффектом грифельной доски, грунт, поталь.
Формат: 40 см.
Год: 2022
Север. Елена Белявская
Поморские пословицы записанные на холсте, собраны в слово «СЕВЕР». Авторский шрифт придуман на базе поморской вязи. Изображение букв выполнено чёрным цветом на чёрном фоне, однако благодаря объёму и небольшим выделениям поталью, остаётся читаемым. Если же с тыльной стороны холста направить свет, то текст проступает более отчётливо и ясно.
Подвесной мобиль.
Размеры: 150х150 см.
Материалы: дрифт-вуд, верёвка, акрил.
Год: 2022
Мобиль. Марина Ханкова
Проект рассказывает об уравновешенности, экологичности, самодостаточности жизни поморов. Стоит нарушить веками отшлифованную одну из составляющих привычного уклада жизни – всё равновесие рушится. Не так просто восстановить его!

Автор размышляет над основными уровнями уклада жизни поморов:

1. Промысел и море. Вся жизнь поморов сложилась вокруг промысла и моря, даже само название этого народа.
2. Книга и вера. Книга и старообрядчество, практически поголовная грамотность, школы, вырастили особый одухотворённый и сильный народ.
3. Дом и семья. Крепкие, разумные домашние устои, уважение к старшему, трудолюбие, память о предках и понимание своего места и назначения.
4. Слово поморское. Особенный меткий и глубокий язык, множество поговорок, присловок, песен, посмешек, сказов, примет образуют особую духовную составляющую жизни.


ВЫСТАВОЧНЫЙ ПЛАН ПРОЕКТА:

2022 г, 27 мая, Москва, Фонд культурных проектов «Четверг»,
https://chetverg-fond.ru/