Арт-резиденция "Поморская вязь"

Арт-резиденция "Классы каллиграфии" – уникальное творческое движение, которое предоставляет возможность артистам из разных городов и стран реализовывать свои проекты с использованием приемов каллиграфии. Обучение проходит как в онлайн, так и в оффлайн-формате.

Работы, созданные участниками резиденции, экспонируются на партнёрских площадках музеев в России и за рубежом.

С 2019 года "Школой каллиграфии" ежегодно проводились выездные арт-резиденции для художников на даче в Нижегородской обл. Во время пандемии впервые был реализован онлайн-проект «Книга художника», где 32 участника из РФ, Белоруссии, Молдовы, Украины, Казахстана, Италии и Китая, встречаясь на Zoom-просмотрах, создавали рукописные книги в ручных переплетах с помощью каллиграфии. Получившийся коллективный проект постоянно экспонируется на музейных и галерейных площадках Москвы.

После успеха «Книги художника» была набрана следующая онлайн-резиденция «Поморская вязь» с 24 участниками из РФ. Открытие выставки 27 мая 2022 г. Фонд культурных проектов «Четверг», Москва.

МИССИЯ АРТ-РЕЗИДЕНЦИИ

Интеграция каллиграфии в актуальное искусство, продвижение в современной арт-индустрии.

Каллиграфия – это самостоятельный вид искусства и огромный набор методов, которые расширяют инструментарий артиста, позволяют создавать яркое авторское высказывание.


Тема исследования художников на втором потоке резиденции — культура субэтноса Поморья.

Помо́рье — историческое название территории на севере Европейской части России. Термин применяется в нескольких значениях. В самом узком смысле Поморье (Поморский берег) — южный берег Белого моря от Онеги до Кеми. Более широко Поморье понимается как всё беломорское побережье с прилегающими районами и реками; в ещё более широком понимании — весь Европейский Север России, то есть всё побережье Северного океана и Белого моря от норвежско-финской границы до Архангельска и далее до Северного Урала.

Самобытность поморов: Поморье, в отличие от остальной страны, не знало монголо-татарского ига и крепостного права, поэтому менталитет его жителей всегда отличался гордостью и независимостью. Обитатели беломорского побережья были поголовно грамотны. Язык, на котором они общались, называется «помóрьска говóря». Существуют поморско-русские словари и даже литература на «говóри».

Поморы отличались особой честностью: на Севере дома не запирали, никто ни у кого не воровал. Также поморы — уникальные мореходы, ходили по Ледовитому океану задолго до европейских первооткрывателей, а поморские рукописные лоции заменяли им карты. В основной массе это были старообрядцы, веками формировавшие свои рукописные книжные традиции.

Тезисы для исследования:
-свободолюбие и независимость (Поморье не знало татаро-монголького ига и крепостного права),
-мореходство и первооткрыватели новых земель (поморские рукописные лоции заменяли европейским первооткрывателям карты),
-рыбный промысел («Трескоеды»),
-жемчужный промысел,
-роль женщины (оставалась за главную в доме после ухода мужа в море, что было исключительной редкостью для Руси 16-19 вв),
-письменность (сформированная старообрядческая школа оформления рукописной книги),
-поморские сказки («Союзмульфильм» 1987 г, сказки в переложении Б. Шергина),
-традиционная вышивка, текстиль, костюм.

Из статьи об отголосках Поморья: "В Архангельск из Москвы ходит фирменный поезд «Поморье». Если вы приедете на нем, то, еще не догуляв до Поморской улицы, окончательно убедитесь по вывескам и афишам, что прибыли в поморский край. «Поморочка» — это и хор ветеранов, и детский сад, и салон красоты, и незаметная подвальная парикмахерская. «Поморский» — звездный отель и скромный хостел, а в ресторане «Трескоед» вам объяснят, что трескоедами издавна зовут поморов."

Елена Алексеева
Куратор проекта, ведущая мастерской
Современная художница с архитектурным образованием и 13-летним опытом в каллиграфии.10 лет преподает, в том числе онлайн, для русскоговорящих художников со всего мира.

В 2021 г закончила арт-школу «Среда обучения» по специальности "Арт-менеджмент" под руководством Анны Буали. Занималась в мастерских Авдея-Тер-Оганьяна и Арсения Жиляева. Проходила обучение каллиграфии в классах Denis Brown, Yves Leterme, Brody Neuenschwander, Massimo Polello.

· Работа "Предчувствие" в шорт-листе коллекции "Якитория" при поддержке MSCA 2021 г.
· Коллекция одежды с каллиграфией «Стихия чувств» в сотворчестве с модельером Виолеттой Лангас, ученицей В. Зайцева, получила ГРАН-ПРИ и статус представителя России в Milan Fashion Days 2020.
· Шрифт на основе скорописи Sapiens отмечен дипломом победителя «Современная кириллица» 2014г.

РАБОТЫ УЧАСТНИКОВ АРТ-РЕЗИДЕНЦИИ
Текстильное панно с вышивкой бисером.
Размеры: 360 Х 460 Х150 мм.
Материалы: дерево, старинная ткань, пластиковая плёнка, х/б шнур, бисер, стеклярус, бусины, проволока.
Год: 2022
Сокровища. Виктория Осмеркина
Вышивка на ткани двух слов «СОКРОВИЩЕ ПОМОРЬЯ», сплетённых в узор в стиле Поморской вязи , выполнена в старинной технике «Сажение по бели». На бель (хлопчатобумажный шнур, выложенный по рисунку), пришивается нитка жемчуга, бисера или стекляруса. Такая техника вышивки речным бисером широко применялась в Поморье для украшения одежды и предметов богослужения.

В орнаменте по периметру вышивки присутствует смысловое содержание того, что на взгляд автора составляет главное сокровище Поморья – ДНК молекулу с "драгоценностями" внутри. На оборотной стороне вышивки располагается модель той же ДНК, выполненной из прозрачной плёнки, украшенная бисером и стеклярусом.
Серия из 4-х панно на пяльцах.
Размеры: 230х160 мм.
Материалы: лён, х/б шнур, бисер, стеклярус, пайетки.
Год: 2022
Времячко. Виктория Осмеркина
Дневной цикл на "поморской говоре": "утресь, днесь, ввечеру, ночесь и спозоранку".
«Утресь встанешь, днесь работаешь, ночесь отдыхаешь и каждо времячко захватываешь с его спозоранку, чтоб долгонько управляться мог» (Ксения Гемп «Сказ о Беломорье».)

Вышитые в традиционной технике «Сажения по бели» кириллические буквы, расположены по вертикали на одной мачте, отсылают к образцам исторической многоуровневой Вязи. Антенны, связывающие прошлое и настоящее.

ВЫСТАВОЧНЫЙ ПЛАН ПРОЕКТА:

2022 г, 27 мая, Москва, Фонд культурных проектов «Четверг»,
https://chetverg-fond.ru/