— Наташа, расскажи подробнее, что за ассоциация, кто в ней состоит и что это за оценка? — Я отправляла работы два года назад. Про CLAS и возможность получить сертификат я узнала от
Светы Городниченко (откуда узнала Света я не помню, но иногда мне кажется, что Света вообще знает все обо всем). Международное сообщество CLAS основали в Англии в 1994 году ученики учеников и ученики учеников учеников Эдварда Джонстона, в нём состояли Герман Цапф и Жан Ларше, сейчас состоят Денис Браун, Рэйчел Яллоп, Лоредана Зега, Тимоти Ноад и еще более пятидесяти каллиграфов.
Оценивают эксперты сообщества. Оценивают, конечно, только латинскую письменность. У них все структурировано и подробно расписано: можно получить сертификат по италику, прописным италика, копперплейту, римскому капитальному, готике – все на
сайте Clas. Там же описание, в каком виде подавать: оригиналы работ — два листа А3 с текстом по 8 строк (если это италик, то один лист — пишем пером шириной 1 мм, второй лист пером 2 мм), третий лист (тоже А3) с алфавитом. И перечислены все остальные требования — каким образом оплатить, сколько платить, если ты англичанин, если ты евросоюзовец или если ты не тот ни другой как мы (для нас оплата 25 фунтов за один почерк), распечатать и заполнить анкету, чистый конверт и наклейки с обратным адресом.
— Сразу скажи, сколько тебе пришлось заплатить? — Примерно 2000 руб — 25 фунтов (сейчас примерно столько же, я проверила), плюс напечатать наклейки с адресом (это не дорого), плюс купить толстые конверты А3 (их пришлось поискать) и отправляла я не почтой, а курьерской доставкой и в целом мне все обошлось примерно в 5000 руб.
— Ты подавала только на италик? — Да, италик, строчные (хотя в тексте у меня попалось несколько прописных). Но алфавит — только строчные.
— Прописные это еще 2000 руб? — Да, каждый почерк дополнительно 25 фунтов.
— Почему ты подала работы на сертификацию? — Для меня это был challenge, я много писала итальянский курсив и в школе
Добровинского (мы там все с него начинаем), потом сама, переписывая учебник Бонк, вот и решила уточнить, до какого уровня я дописалась... мне самой казалось, что у меня уже довольно хороший италик, но было интересно независимое мнение. К нам с мастер-классами приезжают прекрасные учителя, лучшие из лучших, но мы же их студенты и если что-то плохо, они, как люди деликатные тебе этого прямо не скажут и сам Евгений Максович тоже в общении с учениками человек очень тактичный. Другое дело — эксперты в Англии, где никто тебя не знает, для них ты просто кто-то из России. Но теперь я знаю точно, что мой италик хороший. Мне много лестного про него написали.
— А еще дают сопроводительные письма? — Конечно. Это не только баллы, к каждому из листов прицепили маленькие желтые стикеры на которых карандашом от руки написаны замечания (очень трогательно).
— Можешь прочитать? —Да, перевела как можно ближе к оригиналу, сделав текст чуть более литературным:
По самому широкому перу:
«Высота строчных букв немного выше, чем стандартная, что придает почерку элегантный внешний вид. Поля могли бы быть шире, меньшее количество слов и большее пространство вокруг текста добавило бы воздуха. Превосходное управление внутрибуквенными и межбуквенными пробелами, а так же расстоянием между словами. Хотя интерлиньяж небольшой, деликатное управление выносными элементами и характером засечек обеспечивает равномерную текстуру. Ритм и наклон придают этой странице гипнотический аспект — очень приятный. Удачно выглядят сдвоенные выносные элементы разной высоты, хорошо работают альтернативные варианты букв y, g и особенно хороши разные виды верхних выносных у букв d. Центральная выключка позволяет избегать рваного правой края, даже в прозе. Прекрасная страница.» Про второй лист: «
Облегченный по весу (небольшая ширина пера) почерк способствует общей нежной тектурной наполненности этой страницы. Более широкие поля и увеличенный интерлиньяж добавляют воздушности и создают приятный баланс между текстом и окружающим его пространством. Некоторые o немного шире, чем на листе с широкими буквами, они даже слегка выше остальных форм. Опять же, изысканно написанный почерк — прекрасная страница которую хочется рассматривать».
О моем алфавите пишут, что это не классический италик, но он настолько хорош, что они готовы ему все простить — «
однако все предыдущие комментарии относятся к стандартным курсивным формам. Здесь они остаются за пределами этого уточненного алфавита, использующего манипуляции пера и написанного с ритмом и уверенной подачей. Все буквы красиво расположены и великолепно исполнены!». И основной комментарий ко всем работам
: «Прекрасное исполнение, демонстрирующее хорошо развитое письмо, включающее манипуляции и изменение давления пера, умение применить на практике знания о буквенных формах и интервалах, а кроме того, способность персонализировать и усовершенствовать, создав элегантный и плавный почерк…»