Сертификация CLAS
Интервью с Наташей Торопициной
Наталья Торопицына
Каллиграф, иллюстратор

http://typomania.school/toropizina
https://www.instagram.com/toropizzina/
https://www.facebook.com/toropizzina

Наталья — единственный в России каллиграф, который отправлял свои работы на оценку в международную ассоциацию CLAS (The Calligraphy & Lettering Arts Society (CLAS), и получил 99% из 100%. Для чего это нужно, как проходит и что может дать российскому каллиграфу — обо всём этом мы и поговорили.

— Наташа, расскажи подробнее, что за ассоциация, кто в ней состоит и что это за оценка?

— Я отправляла работы два года назад. Про CLAS и возможность получить сертификат я узнала от Светы Городниченко (откуда узнала Света я не помню, но иногда мне кажется, что Света вообще знает все обо всем). Международное сообщество CLAS основали в Англии в 1994 году ученики учеников и ученики учеников учеников Эдварда Джонстона, в нём состояли Герман Цапф и Жан Ларше, сейчас состоят Денис Браун, Рэйчел Яллоп, Лоредана Зега, Тимоти Ноад и еще более пятидесяти каллиграфов.

Оценивают эксперты сообщества. Оценивают, конечно, только латинскую письменность. У них все структурировано и подробно расписано: можно получить сертификат по италику, прописным италика, копперплейту, римскому капитальному, готике – все на сайте Clas. Там же описание, в каком виде подавать: оригиналы работ — два листа А3 с текстом по 8 строк (если это италик, то один лист — пишем пером шириной 1 мм, второй лист пером 2 мм), третий лист (тоже А3) с алфавитом. И перечислены все остальные требования — каким образом оплатить, сколько платить, если ты англичанин, если ты евросоюзовец или если ты не тот ни другой как мы (для нас оплата 25 фунтов за один почерк), распечатать и заполнить анкету, чистый конверт и наклейки с обратным адресом.

— Сразу скажи, сколько тебе пришлось заплатить?

— Примерно 2000 руб — 25 фунтов (сейчас примерно столько же, я проверила), плюс напечатать наклейки с адресом (это не дорого), плюс купить толстые конверты А3 (их пришлось поискать) и отправляла я не почтой, а курьерской доставкой и в целом мне все обошлось примерно в 5000 руб.

— Ты подавала только на италик?

— Да, италик, строчные (хотя в тексте у меня попалось несколько прописных). Но алфавит — только строчные.

— Прописные это еще 2000 руб?

— Да, каждый почерк дополнительно 25 фунтов.

— Почему ты подала работы на сертификацию?

— Для меня это был challenge, я много писала итальянский курсив и в школе Добровинского (мы там все с него начинаем), потом сама, переписывая учебник Бонк, вот и решила уточнить, до какого уровня я дописалась... мне самой казалось, что у меня уже довольно хороший италик, но было интересно независимое мнение. К нам с мастер-классами приезжают прекрасные учителя, лучшие из лучших, но мы же их студенты и если что-то плохо, они, как люди деликатные тебе этого прямо не скажут и сам Евгений Максович тоже в общении с учениками человек очень тактичный. Другое дело — эксперты в Англии, где никто тебя не знает, для них ты просто кто-то из России. Но теперь я знаю точно, что мой италик хороший. Мне много лестного про него написали.

— А еще дают сопроводительные письма?

— Конечно. Это не только баллы, к каждому из листов прицепили маленькие желтые стикеры на которых карандашом от руки написаны замечания (очень трогательно).

— Можешь прочитать?

—Да, перевела как можно ближе к оригиналу, сделав текст чуть более литературным:
По самому широкому перу: «Высота строчных букв немного выше, чем стандартная, что придает почерку элегантный внешний вид. Поля могли бы быть шире, меньшее количество слов и большее пространство вокруг текста добавило бы воздуха. Превосходное управление внутрибуквенными и межбуквенными пробелами, а так же расстоянием между словами. Хотя интерлиньяж небольшой, деликатное управление выносными элементами и характером засечек обеспечивает равномерную текстуру. Ритм и наклон придают этой странице гипнотический аспект — очень приятный. Удачно выглядят сдвоенные выносные элементы разной высоты, хорошо работают альтернативные варианты букв y, g и особенно хороши разные виды верхних выносных у букв d. Центральная выключка позволяет избегать рваного правой края, даже в прозе. Прекрасная страница.»

Про второй лист: «Облегченный по весу (небольшая ширина пера) почерк способствует общей нежной тектурной наполненности этой страницы. Более широкие поля и увеличенный интерлиньяж добавляют воздушности и создают приятный баланс между текстом и окружающим его пространством. Некоторые o немного шире, чем на листе с широкими буквами, они даже слегка выше остальных форм. Опять же, изысканно написанный почерк — прекрасная страница которую хочется рассматривать».

О моем алфавите пишут, что это не классический италик, но он настолько хорош, что они готовы ему все простить — «однако все предыдущие комментарии относятся к стандартным курсивным формам. Здесь они остаются за пределами этого уточненного алфавита, использующего манипуляции пера и написанного с ритмом и уверенной подачей. Все буквы красиво расположены и великолепно исполнены!».

И основной комментарий ко всем работам: «Прекрасное исполнение, демонстрирующее хорошо развитое письмо, включающее манипуляции и изменение давления пера, умение применить на практике знания о буквенных формах и интервалах, а кроме того, способность персонализировать и усовершенствовать, создав элегантный и плавный почерк…»
— Полноценная рецензия! А ты знаешь, кто тебя оценивал? Они подписываются в стикерах?

— На стикерах никаких фамилий, подпись на сертификате и Assessment Form без расшифровки. Но я спросила и мне ответила Энджела Бэнкс (Administrator, CLAS Certificate of Calligraphy, которая занимается всеми вопросами связанными с сертификатами) что это была каллиграф Josie Brown. Я зашла к Josie на сайт, оказалось она тоже увлекается арабской каллиграфией, представляешь? У них разные эксперты по разным почеркам, им отсылают работы. Оценивают, не зная автора (об этом отдельно предупреждают — листы не должны быть подписаны) совершенно непредвзято.

— Ты подавала классический италик? Или свой личный курсив, основанный на италике?

— Из своего я попыталась сделать самый близкий к классическому. Понятно, что это был мой, но очень (я старалась изо всех сил) сдержанный.

— А на сайте указаны требования, насколько академичным должен быть почерк?

— Скорее они называют критерии, по которым оценивают: соблюдение при письме угла пера и наклона, пропорции, сходство форм, общий ритм и композиция листа. На сайте очень большая инструкция о том, как писать, чем писать, на чем писать. А еще там же на сайте выложены образцы работ которые присылали для оценки вместе с оценками которые этим работам поставили.

— Расскажи пошагово дальше. Ты отослала работы, что произошло? Писали ли тебе письма?

— Через несколько дней мне позвонили с английской таможни и попросили вскрыть конверт, т.к. у них были подозрения насчет содержимого. Я разрешила, не знаю, что уж там подумали английские таможенники, но дальше доставилось благополучно. Кстати, экспертные советы у них проходят всего дважды в год: 30 ноября и 30 апреля. Т.е. если пришлешь работу зимой или летом, придется ждать ближайшего весеннего или осеннего. Я специально старалась успеть к концу ноября.

В рекомендациях просят вложить в конверт открытку с обратным адресом (done) для получения подтверждения. Прошел месяц, второй, открытка не пришла, я немного забеспокоилась и написала Энджеле по e-mail, добрались ли до них работы? И она сразу ответила, что все в порядке, работы оценены и вместе с сертификатом отправлены в Москву. Нужно 2 месяца, чтобы переслать работу эксперту и обратно плюс время доставки от Фэрема (Гемпшир) до автора.

Где-то через неделю я получила уведомление, что на почте меня ждет письмо из Англии, понеслась получать (интрига! Интересно же что там! По дороге меня с ног до головы окатила снегом снегоуборочная машина)). И в местном отделении мне вручили жуууутко мятый конверт (гемпширцы отправляют обычной почтой, наверное привыкнув к великобританскому сервису и полагая что везде с письмами обращаются трепетно, так что если хотите получить работы обратно в приличном виде, вкладывайте картонку). Но тем не менее я была счастлива, во-первых потому что моя идея реализовалась и во-вторых потому что мои работы так высоко оценили (99 из 100) и еще написали кучу комплиментов.

Потом я написала Энджеле попросив передать мою благодарность эксперту за высокую оценку, написала как я счастлива и спросила (друзья шутили что я где-то потеряла один балл), случалось ли, что кто-то набирал 100%? Она ответила, что насколько ей известно за все годы оценки у меня высший балл, и последний рекорд был 94%.

— Что же они 100% пожалели?

— «Может быть вашим друзьям стоит отправить свои работы и у вас тоже появится повод пошутить над ними?» — ответила миссис Бэнкс. Формально сняли балл за поля. И с другой стороны если бы они поставили 100%, это значило бы, что мой италик совершенен, и мне некуда больше расти и над чем работать. А 99% — он прекрасен, но его можно еще совершенствовать, и я с этим совершенно согласна.
— Понятно. Согласна. Скажи, а рекомендуешь ли ты своим ученикам стремиться к этой аттестации? Говоришь ли им об этом?

— Если меня кто-то напрямую спрашивал, рассказывала. Но студенты почему-то не спрашивали, только друзья по школе Добровинского (теперь буду всем давать ссылку на статью с интервью). Но вообще, это было бы полезно тем, кто преподает каллиграфию, вот например копперплейт, у нас же уже очень и очень многие учат копперплейту, возможно сертификаты CLAS прямо с родины Бикхэма придали бы солидности курсам.

— Ты считаешь важным изучение классических почерков?

— Изучая классические почерки ты идешь по гарантированно успешному протоптанному поколениями писцов и каллиграфов пути. С одной стороны, это усложняет жизнь, т.к. требуется долгая работа. С другой стороны облегчает, потому что ты получаешь действительно прекрасный результат. Классические почерки мощные ясные системы, та же классика в музыке, в рисовании, в танце. Они учат каким образом можно решать творческие задачи.

— Существуют ли «каллиграфические способности»? Какие они?

— Это как музыкальный слух, человеку пишущему может повезти с рукой. При письме важна координация между мозгом и плечом-кистью-пальцами, проще тем, кто уже занимался чем-то мелкомоторным, но это не 100%-ая зависимость.

— Здорово сформулировано — «Повезти с рукой»!

— Да, такие люди проходят обучение гораздо быстрее, пишут и у них сразу получается. А можно и без «волшебной руки» много трудиться и тоже получать прекрасные результаты. На каком-то уровне это доступно всем. И люди, не изучавшие каллиграфию, станут искренне восхищаться вашими буквами. Самое главное — получать от письма удовольствие.

— Подытожим, что же российскому каллиграфу может дать оценка CLAS?

— Независимая оценка вашей работы экспертами международного уровня. Они оценят мастерство исполнения (по каждому из пяти критериев) и дадут рекомендации по улучшению конкретного почерка (италик, копперплейт, готика etc.).

— Изменилось ли у тебя что-то после получения сертификата?

— Меня поздравили все мои каллиграфические друзья, поздравляли Майкл Кларк, Ив Леттерм, это было приятно. В рецензии к моей работе была дана рекомендация получить диплом CLAS (написали «Пожалуйста, также серьезно рассмотрите вопрос о получении диплома, Вы более чем способны») – с дипломом ты уже становишься частью ассоциации, и тебя могут пригласить преподавать, участвовать в симпозиумах или регулярных выставках. Если хочется сделать международную карьеру, то это реальная возможность. На диплом подается не техническая, а творческая работа, это сложнее, т.к. нужно дополнительно написать исследование на определенную тему, историческую или проанализировать чей-то почерк (я еще досконально не изучала этот вопрос). Темы предлагаются, можно выбрать. Мне интересно, но на это нужно гораздо больше времени. Если найду время, займусь.

— А в нашей среде?

— Периодически где-то всплывает «У нее же 99%, она эксперт в италике» и еще иногда меня приводят в пример, как создателя прецедента.

— Наташа, спасибо большое, что согласилась так подробно рассказать о своем опыте. Надеюсь, эта информация усилит для многих мотивацию к ежедневной практике, поднимет интерес к классическим почеркам и увеличит количество качественной каллиграфии в нашей стране. Поговорим как-нибудь еще?


— С удовольствием! Спасибо.

Беседу провела Алексеева Елена.
05.11.2019 г.

Подпишитесь на обновления, чтобы получать больше полезной информации!

Другие темы блога