АРТ-РЕЗИДЕНЦИЯ, ПОТОК "КНИГА ХУДОЖНИКА"

СКОРО ВЫСТАВКА!
Арт-резиденция "Классы каллиграфии" – уникальное творческое движение, которое предоставляет возможность артистам из разных городов и стран реализовывать свои проекты с использованием приемов каллиграфии. Обучение проходит как в онлайн, так и в оффлайн-формате.

Работы, созданные участниками резиденции, будут экспонироваться на партнёрских площадках и в арт-галереях Москвы в 2021 году.


МИССИЯ АРТ-РЕЗИДЕНЦИИ

Интеграция каллиграфии в актуальное искусство, продвижение в современной арт-индустрии.

Каллиграфия – это самостоятельный вид искусства и огромный набор методов, которые расширяют инструментарий артиста, позволяют создавать авторское высказывание с использованием новых медиумов и уникальных творческих приёмов.


КНИГА ХУДОЖНИКА
Первый набор арт-резиденции состоялся осенью 2020 года в онлайн-формате.
В его основу легла концепция "Книги Художника". Участники арт-резиденции исследовали возможности данного медиума и реализовывали на его основе собственные проекты.

Визуализированная в букве идея, с использованием творческих приёмов каллиграфии, становится не просто символом книги, эта идея воплощает новое видение Буквы как самостоятельного творческого образа.

Книжная форма становится методом, при помощи которого артист переосмысливает собственные рефлексии на процессы и изменения во внешнем мире. Это обновленный, возрождённый вид медиума, ограниченный только текстурой бумажного листа.
Буква становится Идеей, а Книга Художника – самостоятельным авторским высказыванием.

Результатом первого набора станет групповая выставка участников арт-резиденции, которая состоится в "Московском Доме Книги" на Новом Арбате, в Москве в 2021 году.

  • Ольга Яковлева
    Куратор проекта
    Искусствовед, куратор проектов актуального искусства.
    Координатор коммерческих и независимых выставочных проектов с 2012 года.
    Окончила Школу современного искусства «Свободные мастерские» при ММСИ в 2019 году.
    Куратор групповых выставок "Координаты" (Москва, ЦТИ "Фабрика", декабрь 2018), "Посмотри на себя" (Москва, "Галерея на Песчаной", август-сентябрь 2019).
    Исследует темы поиска новых эпичных форм в контексте метамодернизма.
  • Елена Алексеева
    Руководитель мастерской
    Каллиграф, художник, педагог. Сооснователь школы каллиграфии
    в Нижнем Новгороде и онлайн-школы.
    Опыт каллиграфии с 2008 года. Проходила обучение в мастерской Denis Brown, Yves Leterme, Brody Neuenschwander. Проводила интенсивы в Москве, Екатеринбурге, Чебоксарах, Минске, Кишиневе, Новосибирске.
    · Дважды входила в ТОП-100 российского дизайна с каллиграфией.
    · Шрифт на основе скорописи Sapiens отмечен дипломом победителя «Современная кириллица» 2014г.
    · Коллекция одежды с каллиграфией «Стихия чувств» в сотворчестве с модельером Виолеттой Лангас, ученицей В. Зайцева, получила ГРАН-ПРИ и статус представителя России в Milan Fashion Days 2020.


ЖИЗНЬ КАК КНИГА, КНИГА КАК ЖИЗНЬ

В постиндустриальную эпоху инновационные цифровые коммуникации заменили собой классику бумажного листа. Мультиформатные тачскрины пришли на смену бумажным форматам, а аудио-и видеоформаты стали гораздо более доступными и востребованными, нежели – напечатанная на бумаге книга.

Что для нас книжная форма? Символ эстетизированного восприятия реальности? Попытка запечатлеть ностальгическое воспоминание? Путь эскапизма в тщете замедлить бег времени, с бумажной книгой в руках?

Для художника книжная форма сейчас – это творческий метод переосмысления собственной рефлексии на процессы и изменения внешнего мира. Наряду с инсталляцией и перформансом книга становится самостоятельным жанром, медиумом для самовыражения, который ограничен только текстурой бумажного листа. С книгой работают те артисты, которые стремятся эстетизировать её форму и одновременно самовыразиться при помощи визуального образа, объединённого переплетом.

Словоформа, выраженная в книге художника, может быть связующим звеном между внешней реальностью и внутренней рефлексией художника, а может – симулякром, сквозь искажённую призму которого мы видим, как ломаются привычные представления, искажаются образы, теряются смыслы.

Текстура бумажного листа становится аналогом киноэкрана, на котором зрители читают свою жизнь или же – переживания артиста, примером холста, на котором красками выписаны образы из повседневности, страхи и тревоги из самых глубинных слоев подсознания.

Сама форма книги в рамках этой экспозиции становится воплощением всех жизненных процессов – и это её новая форма эстетизации, её новая роль в эпоху поиска новых символов и смыслов, обновленных художественных средств для воссоздания утраченных эпичных форм.

Ольга Яковлева, куратор

РАБОТЫ УЧАСТНИКОВ АРТ-РЕЗИДЕНЦИИ
В своей работе автор переосмысляет штаммы болезней мегаполиса, от одиночества в толпе до синдрома невидимки, от клейма изгоя до мании одинокого волка. Всё это – признаки болезни, распада, неизбежного тления. Внешне благополучные и полные жизни, внутри они прогнили, словно лёгкие курильщика, давно и неизбежно поражённые раком.
Автор поднимает вопросы фрагментарности восприятия и построения картины мира на основе ограниченных данных, проблемы потери аутентичности в стремлении соответствовать общепринятым нормам и следовать шаблонам.
Кто сказал, что сказки должны быть добрыми, вечными, светлыми? Если реальность за окном страшна, если хочется зажмуриться от ужаса и бежать, бежать от этой реальности без оглядки, то и сказка будет – страшной. Но как бы не страшна была сказка, реальность всегда страшнее выдумки.
Современный мир – это огромная сеть информации, надёжно опутавшая нас, словно гигантская паутина. Информация поступает со всех сторон, забивает эфир и мешает ясно мыслить. Визуальный мусор засоряет пространство, расфокусирует сознание и лишает понимания происходящего.
«– Я вспоминаю детство, и у меня заболевает нежностью сердце». – Циники. Анатолий Мариенгоф.
Работа автора – телепорт, возвращающий в мир, который когда-то наблюдался детскими глазами, мир воспоминаний о близких, которых нет с нами рядом, мир историй, при пересказе которых каждый раз заливаешься смехом, как в первый раз…
Что такое время? Река или спираль, прямая или круг? Как мы воспринимаем время? Для автора это – мгновение, настоящее, сейчас, замкнутое в круге. Мы проживаем мгновение в настоящем, а когда оно становится прошлым, на смену приходит новое – настоящее мгновение. И так по кругу.
Вы ощущали когда-нибудь, что потерялись и потеряли себя где-то на полпути между чашкой чая и походом в магазин? – спрашивает у нас автор.
Не заметили ли вы, как всё вокруг вдруг стало серым и липким, а люди превратились в неотличимые друг от друга тени?
В основу своего проекта автор положил исследование природы маньяков сквозь историю взаимоотношений мамы и сына. Проект создан с невероятной любовью и огромной болью.
Что такое глубина? Как описать её, какими словами определить? Автор воплощает идею глубины при помощи серии образов и смыслов, ведущих нас сквозь (или в глубину?) страниц книги.
Тревога становится неотъемлемым спутником жизни современного человека. Неважно, что является её причиной – события внешние или внутренние переживания – важно, какой отпечаток она накладывает на восприятие реальности, как именно она переживается в душе каждого конкретного индивида.
Время. Время – величина. Время – проблема. Субъективная проблемная величина, измеряющая наше отношение к жизни. В работе автор выражает свое мнение о проблеме времени, стремясь показать, что нельзя изменить его течение, но можно пересмотреть его восприятие.
G-2 – результат работы творческой мысли автора над арт-буком G. В этой книге автор рассматривает ту же самую проблематику развития личности, но под другим углом, с иного ракурса.
Автор исследует различные жизненные аспекты, от внешних впечатлений до внутренних переживаний, и результатом исследований становится арт-бук – самостоятельный творческий образ, запечатлевающий в себе результат авторской рефлексии.
Рефлексия на тему искажения пространства.
Восприятие текста как образа.
Визуальная игра с привычным слово-образом.
В этой работе автор попытался приблизиться к философии метамодерна, где искусство стремится к многомерности. Зритель вовлечён в процесс и может создать своё собственное видение концепции, свой уникальный художественный образ.
Главное правило этой книги – ее нужно трогать.
Ощущать фактуры и текстуры. А еще лучше делать это с закрытыми глазами. Чтобы видеть пальцами, будить свое воображение и представлять.
Что вы видите? Что ощущаете?
Станьте соавтором книги, взаимодействуя с ней.
Автор исследует вопросы истинной ценности личности, раскладывая идеалы на составные части и предлагаю зрителю выбрать и унести с собой важную частичку себя, своей собственной личности.
Каждая страница книги автора – одно из прожитых мгновений на пути из прошлого в будущее. Нумерация книги идёт в обратном порядке, от 10 до 1 – а когда книга мгновений субъективной реальности закончится, читатель выйдет в бесконечность.
Определение и суть внутренней свободы переживается автором в концепции арт-бука, каждая страница которого разворачивает перед нами картины поиска, борьбы с внешней средой и собой, творения, рефлексии, самосознания...
Книга-исследование художественной династии и традиции, передающихся в 3-х поколениях.
Авторская рефлексия на тему «Чего хочет женщина». Книга-исследование женской логики сквозь призму поиска ответов на вечный вопрос, демонстрация сложного многоуровневого мышления, результатом которого становится творческий продукт, не поддающийся однозначной трактовке.
Эта история о пространстве и его жителях, о соразмерности и взаимодействии. О том, как среда обитания формирует внутреннюю архитектуру человека.
Гуляя по городу, мы рассматриваем его через призму живой изменчивости, как природный объект. Выйдя за его пределы, наблюдаем рост города вовне. Строим внутри себя Город-сад, находя гармонию баланса и сотворчества.
Книга поверх книги, путевые впечатления, зарисовки, заметки поверх других. Автор накладывает свои переживания на чужой авторский текст, тем самым наслаивая смыслы и придавая чужим мыслям новое звучание.
Образ дороги уже давно является одним из основных сюжетообразующих мотивов в русской литературе, так и в своем произведении автор обыгрывает тему дороги, при помощи оригинального художественного метода раскрывая внутренние побудительные мотивы и внешние впечатления.
Автор исследует тему ограничений и рамок. При всей многомерности мира, человек добровольно надевает шоры и выбирает работу вместо творчества, считая этот выбор единственно возможным. Но только внутренние ограничения мешают увидеть новые возможности и поверить, что реально всё.
Автор обращается к истории, рассказанной в книге Льюиса Кэролла «Алиса в Стране чудес» и в концепции книги-перевёртыша показывает своё видение этой чудной истории.
Предостережения в Святых Писаниях заставляют задуматься, только когда случается страшное, как в нынешние времена.
Не будем же слепы и глухи. Слышащий – да услышит, Видящий – да увидит.
В этой книге собраны различные вариантов панграмм. Панграмм – палочка-выручалочка для любого каллиграфа, особенно когда не известно, о чем писать.
–Я пишу их много, часто, всегда, – признается автор. Будучи разными и написанными в разных техниках они оживают и наполняют книгу. Содержание уходит на второй план, а форма и композиция берут бразды правления в свои руки и этот процесс может быть бесконечным даже с одной фразой!
На лицевой части переплёта лежит капля. Для кого-то это – след от слезы, а кому-то она покажется солнечным лучиком.
Автор приглашает нас внутрь истории – и погружает в туманную дымку первого кадра. Здесь плавно, размеренно перетекают друг в друга будни.
Если вы хоть раз провели ночь и день на борту идущего по воде теплохода – ВЫ НЕ ЗАБУДЕТЕ ЭТОГО.
– Я больна этим движением 18 лет, – признаётся автор. И нет лучшей возможности встретиться с самой собой в тишине и покое, ведь ты теряешь связь с внешним миром.

На разворотах книги встречаются друг с другом разнохарактерные и разнопластичные буквы и строки, где-то едва соприкасаясь, где-то чередуясь, образуя проникающие друг в друга массивы и узоры – всё как в жизни, когда какие-то люди или события проходят мимо нас незаметно, а другие изменяют нас и направление наших действий.
Книга имеет форму гексагона и открывается тремя способами, словно мир, единый в своей сути и открывающийся каждый раз с новой стороны.
Воспоминания, переложенные на бумагу и представленные в концепции арт-бука, нанизанные на тонкую нить переплёта многогранные образы из детства, отрочества, юности. Они играют яркими красками, тают серым снегом, переплетаются цветными узорами и неизменно вызывают в памяти самые тёплые чувства. Природа хранит образы из нашей памяти, с чем они ассоциируются у вас?
Дыхание – основа жизни. Автор наполняет страницы своей работы дыханием, делает его главным образом и лейтмотивом повествования, вдохновляясь самым сокровенным, тем, без чего существование невозможно.
Стихи: Надежда Квитка/
Арт-бук создан в соавторстве – стихотворение написано мамой автора специально для этой книги. Подобные коллаборации насыщают объекты особым значением. И, несмотря на холодную тему льда, книга пропитана любовью и теплом.
В коллекции 3 книги:
1. 3 куба
2. 4 куба со словами
3. 5 кубов со счастливыми заданиями для действия.
Третья книга имеет особенность – это инструкция. На каждой стороне кубов размещены «счастливые задания», которые можно случайным образом открывать и выполнять. По задумке автора, эти призывы к действию должны делать человека счастливее. Задуманный интерактив побуждает к взаимодействию с арт-буком.


ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПАРТНЕРЫ
Предложения о сотрудничестве и экспонировании проекта присылайте на info@calligraphyclass.ru