ЖИЗНЬ КАК КНИГА, КНИГА КАК ЖИЗНЬ
В постиндустриальную эпоху инновационные цифровые коммуникации заменили собой классику бумажного листа. Мультиформатные тачскрины пришли на смену бумажным форматам, а аудио-и видеоформаты стали гораздо более доступными и востребованными, нежели – напечатанная на бумаге книга.
Что для нас книжная форма? Символ эстетизированного восприятия реальности? Попытка запечатлеть ностальгическое воспоминание? Путь эскапизма в тщете замедлить бег времени, с бумажной книгой в руках?
Для художника книжная форма сейчас – это творческий метод переосмысления собственной рефлексии на процессы и изменения внешнего мира. Наряду с инсталляцией и перформансом книга становится самостоятельным жанром, медиумом для самовыражения, который ограничен только текстурой бумажного листа. С книгой работают те артисты, которые стремятся эстетизировать её форму и одновременно самовыразиться при помощи визуального образа, объединённого переплетом.
Словоформа, выраженная в книге художника, может быть связующим звеном между внешней реальностью и внутренней рефлексией художника, а может – симулякром, сквозь искажённую призму которого мы видим, как ломаются привычные представления, искажаются образы, теряются смыслы.
Текстура бумажного листа становится аналогом киноэкрана, на котором зрители читают свою жизнь или же – переживания артиста, примером холста, на котором красками выписаны образы из повседневности, страхи и тревоги из самых глубинных слоев подсознания.
Сама форма книги в рамках этой экспозиции становится воплощением всех жизненных процессов – и это её новая форма эстетизации, её новая роль в эпоху поиска новых символов и смыслов, обновленных художественных средств для воссоздания утраченных эпичных форм.
Ольга Яковлева, куратор