АРТ-РЕЗИДЕНЦИЯ, ПОТОК "КНИГА ХУДОЖНИКА"

Арт-резиденция "Классы каллиграфии" – уникальное творческое движение, которое предоставляет возможность художникам из разных городов и стран реализовывать свои проекты с использованием приемов каллиграфии. Обучение проходит как в онлайн, так и в оффлайн-формате.

Работы, созданные участниками резиденции, экспонируются на партнёрских площадках музеев в России и за рубежом.


МИССИЯ АРТ-РЕЗИДЕНЦИИ

Интеграция каллиграфии в актуальное искусство, экспозиция произведений на институционных площадках.

Каллиграфия – это самостоятельный медиум и огромный набор методов, которые расширяют инструментарий художника, позволяют создавать яркое авторское высказывание.


КНИГА ХУДОЖНИКА
Первый набор арт-резиденции состоялся осенью 2020 г. в онлайн-формате, коллекция работ сформировалась в 2021 г.
В основу легла концепция "Книги Художника". 32 участника из России, Белоруссии, Казахстана, Молдовы, Украины, Италии и Китая исследовали возможности медиумов книги художника и каллиграфии, реализуя на их основе свои идеи.

ЖИЗНЬ КАК КНИГА, КНИГА КАК ЖИЗНЬ

В постиндустриальную эпоху инновационные цифровые коммуникации заменили собой классику бумажного листа. Мультиформатные тачскрины пришли на смену бумажным форматам, а аудио-и видеоформаты стали гораздо более доступными и востребованными, нежели – напечатанная на бумаге книга.

Что для нас книжная форма? Символ эстетизированного восприятия реальности? Попытка запечатлеть ностальгическое воспоминание? Путь эскапизма в тщете замедлить бег времени, с бумажной книгой в руках?

Для художника книжная форма сейчас – это творческий метод переосмысления собственной рефлексии на процессы и изменения внешнего мира. Наряду с инсталляцией и перформансом книга становится самостоятельным жанром, медиумом для самовыражения, который ограничен только текстурой бумажного листа. С книгой работают те артисты, которые стремятся эстетизировать её форму и одновременно самовыразиться при помощи визуального образа, объединённого переплетом.

Словоформа, выраженная в книге художника, может быть связующим звеном между внешней реальностью и внутренней рефлексией художника, а может – симулякром, сквозь искажённую призму которого мы видим, как ломаются привычные представления, искажаются образы, теряются смыслы.

Текстура бумажного листа становится аналогом киноэкрана, на котором зрители читают свою жизнь или же – переживания артиста, примером холста, на котором красками выписаны образы из повседневности, страхи и тревоги из самых глубинных слоев подсознания.

Сама форма книги в рамках этой экспозиции становится воплощением всех жизненных процессов – и это её новая форма эстетизации, её новая роль в эпоху поиска новых символов и смыслов, обновленных художественных средств для воссоздания утраченных эпичных форм.

Ольга Яковлева, куратор
  • Ольга Яковлева
    Куратор
    Искусствовед, куратор проектов актуального искусства.
    Координатор коммерческих и независимых выставочных проектов с 2012 года.
    Окончила Школу современного искусства «Свободные мастерские» при ММСИ в 2019 году.
    Куратор групповых выставок "Координаты" (Москва, ЦТИ "Фабрика", декабрь 2018), "Посмотри на себя" (Москва, "Галерея на Песчаной", август-сентябрь 2019).
    Исследует темы поиска новых эпичных форм в контексте метамодернизма.
  • Елена Алексеева
    Художник, куратор
    Каллиграф, художник, педагог. Закончила арт-школу "Среда обучения", мастерские Авдея-Тер-Оганьяна и Арсения Жиляева. Сооснователь школы каллиграфии в Нижнем Новгороде и онлайн-школы.
    Проходила обучение каллиграфии в мастерских Denis Brown, Yves Leterme, Brody Neuenschwander. Проводила интенсивы в Москве, Екатеринбурге, Чебоксарах, Минске, Кишиневе, Новосибирске.
    · Шрифт на основе скорописи Sapiens отмечен дипломом победителя международного конкурса «Современная кириллица» 2014г.
    · Работа из серии "Предчувствие" стала частью проекта «Коллекция» бренда "Якитория", который реализуется при поддержке MSCA.


КУРАТОРСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ
В коллекции 20 книг на пюпитрах, которые выставляются в геометрическом порядке вокруг коллективной работы — стеклянной банки с мини-книгами.

В экспозиции представлены пространственные объекты: книга-каталог рентгенов с диагнозами видов одиночества, книга-скульптура, книга-инструкция к перфомансу, книга-куб.

А также настенные 2D-изображения: книга на плоскости, книга-календарь, книга-свиток на полиэтилене. Книга-qr-rкод и прочие трансформации привычного многостраничного формата.
РАБОТЫ УЧАСТНИКОВ АРТ-РЕЗИДЕНЦИИ
5-литровая стеклянная банка, мини-книги 48 шт.
Коллективный проект "Консервы". 15 авторов.
Банка наполнена книжными миниатюрами — символами произведений, которые художник "законсервировал" в своей памяти. Чтобы напитаться в трудные минуты "витаминами", согреваться зимними вечерами или вдохновляться в работе.
Книга по авторской сказке, 37х27х14 см.
Материалы: смешанная техника.
2020 год
Кто сказал, что сказки должны быть добрыми, вечными, светлыми? Если реальность за окном страшна, если хочется зажмуриться от ужаса и бежать, бежать от этой реальности без оглядки, то и сказка будет – страшной. Но как бы не страшна была сказка, реальность всегда страшнее выдумки.
Книга-картотека, 30х30 см.
Материалы: короб-картотека на посеребренных ножках, карточки из прозрачного пластика в картонных рамах.
2020 год
Автор переосмысляет штаммы болезней мегаполиса, от одиночества в толпе до синдрома невидимки, от клейма изгоя до мании одинокого волка. Всё это – признаки болезни, распада, неизбежного тления. Внешне благополучные и полные жизни, внутри они прогнили, словно лёгкие курильщика, давно и неизбежно поражённые раком.
Книги-свитки. Полиэтилен, акриловый маркер, деревянные рейки.
150 х 300 см, 2 шт.
Свитки «Словарь новых слов». Елена Алексеева.
Обращение к ранним книгам-свиткам, но вместо пергамена и бумаги используется полупрозрачный материал, иллюстрирующий наше время одноразовых оболочек: пакетов, перчаток, бахил, масок и т.п. Искусство вместе с действительностью становится стерильно-одноразовым.
Тексты: словарь новых слов с толкованием, написанный каллиграфически от руки: антитела, зум, дистант, корониалы, Наташа и т.п. Как сухой протокол действительности, констатация фактов, которые фиксировали древнерусские писцы в свитках летописи.
Книга-папка, 21х29,7 см.
Материалы: папка с отдельными листами формата А4.
2020 год
Авторская рефлексия на тему «Чего хочет женщина». Книга-исследование женской логики сквозь призму поиска ответов на вечный вопрос, демонстрация сложного многоуровневого мышления, результатом которого становится творческий продукт, не поддающийся однозначной трактовке.
Арт-бук, 25х32,5 см.
Материалы: бумага ручного литья La Papeterie Saint-Armand и рисовая бумага Renkalik, фолдед пен (folded pen), рулинг пен, бальса.
2020 год
Автор поднимает вопросы фрагментарности восприятия и построения картины мира на основе ограниченных данных, проблемы потери аутентичности в стремлении соответствовать общепринятым нормам и следовать шаблонам.
Арт-бук, 280х180 мм
Материалы: бумага, тушь, чернила, вышивка, нити.
2020 год
Современный мир – это огромная сеть информации, надёжно опутавшая нас, словно гигантская паутина. Информация поступает со всех сторон, забивает эфир и мешает ясно мыслить. Визуальный мусор засоряет пространство, расфокусирует сознание и лишает понимания происходящего.
Книга-дневник, 12,5х16х8 см.
Материалы: акварельная бумага, калька, бумага ручного литья (Россия, Индия, Италия), дизайнерский картон и бумага, бархатная бумага.
2020 год
«– Я вспоминаю детство, и у меня заболевает нежностью сердце». – Циники. Анатолий Мариенгоф.
Работа автора – телепорт, возвращающий в мир, который когда-то наблюдался детскими глазами, мир воспоминаний о близких, которых нет с нами рядом, мир историй, при пересказе которых каждый раз заливаешься смехом, как в первый раз.
Арт-бук, 14,5х15,5х1,5 см.
Материалы: наждачная бумага с вышивкой, золочение, бисер, бусины, вышивка на велюровой бумаге, дизайнерская бумага, акварельная бумага, тушь, художественное вырезание из бумаги, леттеринг, акварельные рисунки.
2020 год.
В основу своего проекта автор положил исследование природы маньяков сквозь историю взаимоотношений мамы и сына. Проект создан с невероятной любовью и огромной болью.
Арт-бук с элементами pop up, 25,5х22,5 см.
Материалы: бумага хлопок 300 гр., обложка картон, бумага для пастели.
2020 год
Тревога становится неотъемлемым спутником жизни современного человека. Неважно, что является её причиной – события внешние или внутренние переживания – важно, какой отпечаток она накладывает на восприятие реальности, как именно она переживается в душе каждого конкретного индивида.
Книга-набор карточек с вырубкой. 23х23 см, 2020 год
Пособие для брейншторминга с бесконечным набором вариантов.
В этой работе автор попытался приблизиться к философии метамодерна, где искусство стремится к многомерности. Зритель вовлечён в процесс и может создать своё собственное видение концепции, свой уникальный художественный образ.
Артбук: 29х20х3 см
Материалы: картон, бумага, пластик, фоамиран, текстиль, тушь
2020 год
Главное правило этой книги – ее нужно трогать.
Ощущать фактуры и текстуры. А еще лучше делать это с закрытыми глазами. Чтобы видеть пальцами, будить свое воображение и представлять.
Что вы видите? Что ощущаете?
Станьте соавтором книги, взаимодействуя с ней.
Арт-бук, 20х20 см.
Картон, бумага ручного литья, калька, нити, тушь, гуашь.
2020 год.
Время – величина. Время – проблема. Субъективная проблемная величина, измеряющая наше отношение к жизни. В работе автор выражает свое мнение о проблеме времени, стремясь показать, что нельзя изменить его течение, но можно пересмотреть его восприятие.
Дневник путевых заметок, 20х15 см.
Страницы из печатной книги, картон, калька, тушь, гуашь.
Книга поверх книги, путевые впечатления, зарисовки, заметки поверх других. Автор накладывает свои переживания на чужой авторский текст, тем самым наслаивая смыслы и придавая чужим мыслям новое звучание.
Арт-бук, 42х21 см.
Бумага ручного листья, конгрев, бумага для пастели, калька, тушь, гуашь.
2020 год.
Время – величина субъективная, она может медленно перетекать из одного мгновения в другое, а может – нестись вперёд бешеными скачками, всё разгоняясь и разгоняясь…

Время в философии – это необратимое течение процессов, происходящее лишь в одном направлении – из прошлого в настоящее и будущее. Когда часы нашего времени заводятся, начинается обратный отсчёт, а когда время закончится, мы выйдем из физической реальности в состояние вне времени. Это состояние называется – Бесконечность…

Каждая страница книги автора – одно из прожитых мгновений на пути из прошлого в будущее. Нумерация книги идёт в обратном порядке, от 10 до 1 – а когда книга мгновений субъективной реальности закончится, читатель выйдет в бесконечность.

В QR-код зашита музыка, под которую создавалась эта книга. Это – частота 963 Hz.
Книга с элементами pop-up 25х21 см.
Материалы: картон, бумага, калька, акварель, тушь.
2020 год
Эта история о пространстве и его жителях, о соразмерности и взаимодействии. О том, как среда обитания формирует внутреннюю архитектуру человека.
Гуляя по городу, мы рассматриваем его через призму живой изменчивости, как природный объект. Выйдя за его пределы, наблюдаем рост города вовне. Строим внутри себя Город-сад, находя гармонию баланса и сотворчества.
Арт-бук, 30х20 см. Различные виды бумаг, вырубка, вышивка крестом, ленты, современная авторская каллиграфия.
14. "Зачем?" Анфимова Елена
Рефлексия автора на тему смысла и места существования себя как художника. Бархатная обложка – образ для внешнего, вышивка крестиком – несостоявшиеся отметки о невыполненных делах, вырубки – возможные пути прорыва, следовать которым или нет еще стоит решить.
Книга, 24х32 см.
Картон, тушь, гуашь.
2020 г.
Автор исследует вопросы истинной ценности личности, раскладывая идеалы на составные части и предлагаю зрителю выбрать и унести с собой важную частичку себя, своей собственной личности.
Книга, 42х30 см.
Материалы: дерево, ДВП, бумага, тушь, гуашь, перо, кисть.
2020 год.
Творческая родословная.
Книга-исследование художественной династии и традиции, передающихся в 3-х поколениях.
Артбук 16-35 х 75 см,19 страниц.
Материалы: бумага акварельная Гознак, калька,Canson, бумага тонированная,
перо ширококонечное speedball, кисть плоская, латексная тушь,гуашь, ореховые чернила.

2021 год.
Автор поднимает вопросы актуальности пластических возможностей пошиба Скорописи, как неисчерпаемого и богатейшего наследия писцов средневековья.

Форма переплёта создаёт образ одновременно гибкой и прочной конструкции, которая может сворачивается и разворачивается, в зависимости от ситуации, имеет разные варианты экспозиции, что так же можно сказать и про вариативность написания букв Русской допетровской скорописи.
Артбук, 27х22 см.
Материалы: смешанная техника.
2020 год.
Ранимость как качество личности – склонность проявлять повышенную чувствительность к критике, замечаниям, подолгу и всерьёз переживать из-за шуток, взглядов, поступков, неприятных слов в свой адрес, чрезмерно эмоционально и болезненно воспринимать любые обиды.

Жизнь ранимого человека – ходьба по «минному полю» — в любой момент можно налететь на обиду, замечания, оскорбление и критику. Ранимый не идет к своей цели. Ранимость застревает где-то по дороге в переживаниях, обидах и негативных эмоциях.

Автор приглашает нас внутрь истории – и погружает в туманную дымку первого кадра.
Артбук, 25х35 см.
Материалы: картон, акварельная и пастельная бумага; тушь, гуашь, акварель, пастель, магнит.
2020 год.
Автор исследует тему ограничений и рамок. При всей многомерности мира, человек добровольно надевает шоры и выбирает рациональное вместо эмоционального, считая этот выбор единственно возможным. Но только внутренние ограничения мешают увидеть новые возможности и поверить, что реально всё.
31х23 см
Смешанная техника,
2020 год
Что такое глубина? Как описать её, какими словами определить? Автор воплощает идею глубины при помощи серии образов и смыслов, ведущих нас сквозь (или в глубину?) страниц книги.
Книга-гербарий, 30х20 см.
Смешанная техника.
2020 год.
Воспоминания, переложенные на бумагу и представленные в концепции арт-бука, нанизанные на тонкую нить переплёта многогранные образы из детства, отрочества, юности. Они играют яркими красками, тают серым снегом, переплетаются цветными узорами и неизменно вызывают в памяти самые тёплые чувства. Природа хранит образы из нашей памяти, с чем они ассоциируются у вас?
Артбук, 20х40 см.
Материалы: бумага акварельная Гознак, бумага тонированная, cola-pen, перьевая ручка, кисть каллиграфическая, тушь, акварель, ореховые чернила.
2021 год.
Книга рассказывает о развитии отношений между матерью и дочерью в современном мире на фоне переизбытка информации и протеста поколений.

Автор поднимает психологические аспекты взаимоотношений двух близких, но временно отстранившихся друг от друга людей, которые любят, но не слышат друг друга, существуя будто в вакууме. Развороты книги объединяются, показывая общую картину. Артбук обвязан вручную по контуру, символизируя теплоту и единение внутри.
Артбук аккордеон. Смешанная техника.
2021 год. Книга находится в частной коллекции.
Черное как образ неизвестного. Структура гармошки, отражающая возможность времени сжиматься и расширяться. 4 части цикличности. «Мёртвый» язык. Единая ткань прошлого, настоящего и будущего. Вырезанные буквы – это в первую очередь параллель с высеченными в камне постулатами, желание человека обрести вечную форму; другой смысл – то, как наш взгляд устремлён сквозь настоящее, мы видим сквозь все времена.
Книга, 42х22 см.
Материалы: тушь, гуашь, бумага акварельная, кисть, перо.
2020 год.
Молитвослов, как разновидность формы книги. Современная авторская визуализация 90 псалма, который читается в тревоге и опасности.
Арт-бук с элементами pop-up, 21х30 см.
Картон, тушь, гуашь.
2020 год.
Определение и суть внутренней свободы переживается автором в концепции арт-бука, каждая страница которого разворачивает перед нами картины поиска, борьбы с внешней средой и собой, творения, рефлексии, самосознания. Внутри страниц череда "окошек" и "ящичков", в которых закрыто важное и доселе невиданное. Как и в глубине личности.
Артбук, 23х21х2 см.
Материалы: бумага для акварели, дизайнерская бумага, калька, тушь, гуашь, пастель, акварель, нити для вязания, деревянные палочки, перфорация страниц.
2020 год.
Вы ощущали когда-нибудь, что потерялись и потеряли себя где-то на полпути между чашкой чая и походом в магазин? – спрашивает у нас автор.
Не заметили ли вы, как всё вокруг вдруг стало серым и липким, а люди превратились в неотличимые друг от друга тени?
Книна-аккордеон, 10х15 см.
Материалы: бумага ручного литья La Papeterie Saint-Armand и рисовая бумага Renkalik, фолдед пен (folded pen), рулинг пен, бальса.

2020 год
G-2 – результат работы творческой мысли автора над арт-буком G. В этой книге автор рассматривает ту же самую проблематику развития личности, но под другим углом, с иного ракурса.
Арт-бук, 41х27 см, 2020 год
Многоуровневый аккордеон в твёрдой обложке с объемным клапаном
Материалы: картон, тонированная бумага, акварельная бумага
Книга — поп-ап, восхождение.
Автор исследует различные жизненные аспекты, от внешних впечатлений до внутренних переживаний, и результатом исследований становится арт-бук – самостоятельный творческий образ, запечатлевающий в себе результат авторской рефлексии.
Арт-бук, 15х15 см, 2020 год
Книга-трансформер с поп-ап конструкциями
Материалы: картон, тонированная бумага, бумага для пастели.
Рефлексия автора на тему искажения пространства.
Арт-бук, 10,5 х 23,5 см, 2020 год
Аккордеон в твёрдой обложке с ручной вырубкой и объемной застёжкой
Материалы: картон, акварельная бумага, бумага для пастели
Восприятие текста как образа.
Арт-бук, 15х15 см, 2020 год
Материалы: картон, тонированная бумага, акварельная бумага, шнурки - мулине хлопок, ручное плетение
Визуальная игра с привычным слово-образом.
Артбук-трансформер с несколькими прошивками, 20 х 29 см.
Материалы: бумага для офорта Arches, тонированная бумага, акварель. 2021 год
Многослойное устройство арт-бука позволяет зрителю самостоятельно найти несколько композиционных решений, которые задумал автор, и придумать собственные в процессе просмотра, превращая книгу в интерактивный арт-объект.
Книга-аккордеон, 15х21 см.
Материалы: картон, бумага, тушь.
2020 год
Образ дороги уже давно является одним из основных сюжетообразующих мотивов в русской литературе, так и в своем произведении автор обыгрывает тему дороги, при помощи оригинального художественного метода раскрывая внутренние побудительные мотивы и внешние впечатления.
Артбук: 10,5 × 14,8 см
Материалы: бумага, акварель
2020 год
Книга-трансформер, конструкция — аккордеон. Формат А6.
Повествование переходит с одной стороны книги на другую, пространство книги оказывается листом Mёбиуса.
Книга-трансформер, 10х20 см
Смешанная техника,
2020 год
Автор обращается к истории, рассказанной в книге Льюиса Кэролла «Алиса в Стране чудес» и в концепции книги-перевёртыша показывает своё видение этой чудной истории.
Книга-аккордеон, 15х15см
Техника: смешанная техника.
2020 год
В этой книге собраны различные вариантов панграмм. Панграмм – палочка-выручалочка для любого каллиграфа, особенно когда не известно, о чем писать.
–Я пишу их много, часто, всегда, – признается автор. Будучи разными и написанными в разных техниках они оживают и наполняют книгу. Содержание уходит на второй план, а форма и композиция берут бразды правления в свои руки и этот процесс может быть бесконечным даже с одной фразой!
Арт-бук, 28х35х6,5 см.
Материалы: ДВП, акварельная и писчая бумага ,тушь, гуашь, художественная, пастель, восковая пастель.
2021 год.
Если вы хоть раз провели ночь и день на борту идущего по воде теплохода – ВЫ НЕ ЗАБУДЕТЕ ЭТОГО.
– Я больна этим движением 18 лет, – признаётся автор. И нет лучшей возможности встретиться с самой собой в тишине и покое, ведь ты теряешь связь с внешним миром.

Книга-аккордеон, 10,8х28 см.
Материалы: бумага, тушь, акварель.
2020 г.
На разворотах книги встречаются друг с другом разнохарактерные и разнопластичные буквы и строки, где-то едва соприкасаясь, где-то чередуясь, образуя проникающие друг в друга массивы и узоры – всё как в жизни, когда какие-то люди или события проходят мимо нас незаметно, а другие изменяют нас и направление наших действий.
Книжка-игрушка, 15х15 см.
Оригами, бумага, тушь.
2020 год.
Книга имеет форму гексагона и открывается тремя способами, словно мир, единый в своей сути и открывающийся каждый раз с новой стороны.
Книга-аккордеон, 8х20 см
смешанная техника,
2020
Стихи: Надежда Квитка/
Арт-бук создан в соавторстве – стихотворение написано мамой автора специально для этой книги. Подобные коллаборации насыщают объекты особым значением. И, несмотря на холодную тему льда, книга пропитана любовью и теплом.
Книга-инструкция.5х5 см
Материалы: бумага, пвх, акварель, линер
2020 год
В коллекции 3 книги:
1. 3 куба
2. 4 куба со словами
3. 5 кубов со счастливыми заданиями для действия.
Третья книга имеет особенность – это инструкция. На каждой стороне кубов размещены «счастливые задания», которые можно случайным образом открывать и выполнять. По задумке автора, эти призывы к действию должны делать человека счастливее. Задуманный интерактив побуждает к взаимодействию с арт-буком.
ВЫСТАВОЧНЫЙ ПЛАН ПРОЕКТА:

2023, 13 июля-6 августа, Москва, ОВЗМ, галерея «На Песчаной», выставка «Книга художника. Пауза». https://psch.vzmoscow.ru/knigahudozhnika, https://calligraphyclass.ru/art-residence/artbooks

2022, 15 октября-17 ноября, Саров, Городская художественная галерея, выставка «Книга художника. Замедление».

2022 г, 3 марта-18 марта, Москва, культурный фонд "Четверг", "Книга художника. Замедление",
https://chetverg-fond.ru/

2022 г, 28 января -18 февраля, Санкт-Петербург, открытые мастерские (библиотека Лиговская), выставка "Книга художника. Подводя итоги", https://lermontovka-spb.ru/ligovskaya/

2021-2022 гг, 16 декабря-23 января, Москва, музей "Интеграция", выставка "Книга художника. Подводя итоги", http://tverskaya14.ru/

2021 г, 26 сентября, Нижний Новгород, музей современного искусства "Арсенал" (филиал ГМИИ им. А. С. Пушкина), выставка "Книга художника. Переплетения".
https://arsenal-museum.art/




ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПАРТНЕРЫ
Предложения о сотрудничестве и экспонировании проекта присылайте на info@calligraphyclass.ru